Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
В антропном принципе проявилась бесконечная любовь Творца к людям. Для обустройства жизни на земле и познания Творца Бог дал человеку возможность изучать окружающий мир и получать необходимые знания. Таким образом, активность человека как субъекта науки обусловлена его божественным предназначением. Однако, несмотря на то, что Творец открылся человеку и дал способность к творческому познанию, человеческое знание не сравнимо с божественным.
Именно стремление уподобиться в своем знании Богу привело человека к грехопадению, в результате которого человечество оказалось неспособным использовать в полной мере данный Богом познавательные возможности. Признание ограниченности возможностей познания часто является камнем преткновения для гордого ума ученых. Однако, невероятно, чтобы любящий Бог сделал это не для блага человека.
Как мы неоднократно наблюдали из библейского повествования, любое действие Творца направлено на восстановление приоритетов в сознании людей. Ограниченность познания можно рассматривать как разумное действие Творца, направляющее мыслительную активность человека к богопознанию. Существование границы познания ни в коем случае не служило источником пессимизма для основателей современной науки.
Например, талантливый и неутомимый исследователь, первым создавший достаточно полную классификацию растительного и животного мира, Карл Линней проделал огромную и очень полезную классификационную работу, распределил «по полочкам» разновидности представителей живой природы, расположил растения и животных в порядке усложнения их строения. Он считал виды растений и животных неизменными и у него не было необходимости искать в видимом различии сложности видов развития, как это сделал позднее Чарльз Дарвин, не отдавший должного Творцу.
Когда перед Карлом Линнеем встал вопрос о возникновении видов, который не мог быть решен в рамках использовавшегося им научного метода, он дал на него естественный ответ: «видов столько, сколько их создано Творцом», — писал он в своей знаменитой «Системе природы». Преувеличение мыслительных возможностей человека с неизбежностью приводит к непризнанию ограниченности всех стандартов, устанавливаемых людьми, и, более, к отрицанию единственности абсолютного божественного стандарта в вечном Создателе — Боге.
А без абсолютных стандартов наше мировоззрение полностью зависит от господствующей парадигмы. Меняющиеся же ценности и эталоны не могут служить надежным ориентиром в окружающем нас мире... Святой Кирилл Александрийский, например [68], настойчиво подчеркивал пределы логического познания: не только Божественная сущность, но и тайны Божьей Воли непостижимы и неведомы для человека и не следует слишком пытливо доискиваться причин и оснований.
В своем самобытии Божественная природа недоступна, сокровенна и неумопредставима — не для одних только человеческих взоров, но и для всей твари. Только через рассматривание дел Божьих возможно в некоторой мере восходить к познанию Бога. Но при этом нужно помнить о бесконечном расстоянии между тварью и Богом, о несоизмеримости беспредельной природы Творца с ограниченностью твари.
Оттиск никогда не бывает равен печати, и отражение истины в нашем умопредставлении не тождественно с самою истиною. Зависимость результатов деятельности ученого от состояния культуры в обществе, которое определяет господствующую парадигму в различные исторические этапы, можно будет наблюдать на примере рассмотрения истории естествознания во второй части книги.
В ней приведена краткая характеристика системы культуры, которая может дать представление о многообразии связей ее составных частей и их влиянии на сознание и деятельность людей. Место естествознания в системе культуры человечества Наука является частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху.
В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определения системы культуры и ее элементов [1]. Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп , человечества и их взаимодействий с природой и между собой.
Материальная культура, — это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника, физическая культура, благосостояние людей. Социальная культура — это система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности.
Система включает в себя такие элементы, как этикет и разновидности нормативной деятельности (правовой, религиозной, экономической и другой). Духовная культура — это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений знаков. Универсальным знаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, как мораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.
Наука — это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные, антропологические, технические, об-ществознание и естествознание. Гуманитарные науки — это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества.
К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения, поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы или человечества каких-либо предметных действий. Антропологические науки — это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных и общественных свойств. Они включают в себя такие науки, как физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина (300 специальностей), криминология и т. д.