Ксения Кириллова

венной силы».

Разумеется, если человек убеждён, что метод не даст результатов, он и не будет обращаться к этому методу. Но в ряде положений «теологии процветания» имеется её прямое противопоставление мирской системе лечения:

К. Коупленд, «Законы преуспевания», с.14: «Мирская система исцеления совершенно плачевная. Мы благодарны Богу за достижения медицины, но мы вынуждены признать, что она совершенно не удовлетворяет нужды больных вокруг нас. Некоторые люди преданы этой системе исцеления как богу. Эта система обожествляет больницы и медицину. Фактически, в большей части. Бог совершенно устраняется, а без Бога результатов не будет! Исцелить может только сила Божья. Непосредственно Его сила, либо та сила, которой он наделяет человеческое тело. Никто на земле не может исцелиться без Бога. Перед тобой выбор – мирская система исцеления или система Божья. Система Божья и ее законы противоречат мирской системе… Не ожидайте, чтобы лучшее от Бога пришло из мира. Самым главным при изучении преуспевания является полный отказ от плотской точки зрения, от мирского подхода».

А.Ледяев, «Защищённые и незащищённые люди»: «Лучше уповать на Господа, нежели на отечественный Минздрав. Лучше зависеть от обетований Божьих, чем от таблеток. Поэтому каждый день я говорю: "Господь, сделай меня здоровым". И я до сих пор здоров».

Согласно ч.1 ст.41 Конституции, «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь», а согласно п.2 ст.14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", «Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются… склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии». Здесь же, по сути, приведён прямой приказ отказаться от услуг традиционной медицины. Если человек надеется выздороветь, он обязан отказаться от «мирской системы», а значит и всего, что с ней связано (больниц, врачей, лекарств), поскольку ему внушается, что эта система противоречит Божьей. В соответствии с ч.2 ст.3 "О свободе совести и о религиозных объединениях", «Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Бесспорно, в учении «теологии процветания» содержится явная угрозы здоровью человека.

Трагические последствия подобного учения имеют место и в Екатеринбурге. В «Новой жизни», например, известен как минимум один случай загадочной смерти. Молодой человек, бывший наркоман, мать которого посещала эту организацию и активно помогала ей, прошёл реабилитацию в фонде «Дорога к жизни», организованном сектой. После этого он утверждал, что исцелился от наркомании и иных болезней, находился в приподнятом настроении, а затем неожиданно умер, не дожив и до тридцати лет. Мать погибшего после этого покинула секту, но сына, естественно, вернуть уже не могла, как бы ни кичились многие её соверующие тем, что способны воскрешать мёртвых.

Следует отметить также, что, поскольку силой произнесённого слова и верой в него человек может исцелить свои болезни, он точно также способен исцелить чужие. Вспомним уже упоминавшуюся выше цитату Коупленда: «И тогда вы, подобно Иисусу, не колеблясь, будете возлагать руки на больных и ожидать, что Бог их исцелит». В идеологии «теологии процветания» присутствуют прямые призывы к подобным действиям:

К. Коупленд, «Законы преуспевания», с.18: «Он использовал Своё Слово, чтобы высвободить Свою силу, Он послал нам Своё Слово, чтобы мы могли связаться с Его могучей силой… Поднимите свой уровень Слова так, чтобы вашей веры было достаточно для духовных, умственных, физических, финансовых и общественных нужд…Если вы верите, что Бог исцеляет, помогите ещё кому-нибудь исцелиться. Распространяйте это!»

Таким образом, каждый сектант считает себя целителем, однако уровень сверхъестественной силы, необходимой для исцеления, у всех разный. Зависит он от времени нахождения в секте и занимаемого в ней положения. Так, сила слова, произнесённого разного уровня лидерами секты, неизмеримо выше, чем у простых адептов, но они всё равно не могут сравниться с приезжающими «на гастроли» зарубежными проповедниками. Эти проповедники, как правило, устраивают сеансы массового целительства. Ярчайший пример такого сеанса - "богослужение" Бенни Хинна, состоявшееся 23-24 сентября 2000 г. в Москве в ледовом дворце спорта "Лужники". «Новую жизнь» Бенни своим присутствием, к счастью, не удостоил, и местным сектантам пришлось довольствоваться визитом американского пастора Джона Шейна, проповедь которого проходила на воскресном богослужении 18.12.05 г. Поскольку исцелить людей от сколько-либо серьёзных болезней заокеанскому гостю было явно не под силу, Джон взялся изгонять дух страха. Для этой цели в конце проповеди он пригласил всех, на кого действует дух страха, выйти к сцене, и дикими воплями стал изгонять из них сатану. Сеанс целительства, по сути, был посвящён тому, чтобы окончательно атрофировать у собравшихся элементарный инстинкт самосохранения, и с этой точки зрения прошёл очень успешно. «Исцелившиеся» адепты радостно выкрикивали, что теперь могут ходить на красный свет, чем Джон остался очень доволен. Вообще призывы к состояниям повышенной возбудимости, разрушающим естественные защитные механизмы человеческой психики, также являются характерной чертой «Движения веры»:

К. Коупленд, «Сила веры»: «Когда вы начинаете рассуждать, не основываясь на Слове Божьем, тогда вы автоматически начинаете беспокоиться и волноваться. "А что, если произойдет это? Что мы будем делать, если на людей в нашей церкви сойдет Дух Святой, и они начнут говорить на иных языках прямо посреди собрания? Что я тогда буду делать?' Большое Я. Это эгоизм. А корнем эгоизма является страх… Страх вынудит человека сообразовываться с этим миром. Он будет контролировать его разум… Опустите забрало своего шлема. Это Божьи доспехи, и дьявол ничего не может сделать вам, когда вы облечены в Его имя и в Его всеоружие. Он уже ощутил на себе силу Божьего всеоружия, когда был поражен им. Противостаньте ему, и он убежит от вас - очень быстро в противоположном направлении».

Местные лидеры также стараются не отставать от своих зарубежных коллег. На собрании от 12.02.06 г. лидер «молодёжного служения» Олег Казанцев призвал собравшихся положить руку на то место, которое нуждается в исцелении, и активно начал возвещать о свершающемся чуде. Как и на сеансе Бенни Хинна, многие положили руку на голову.

Сеансы псевдоцелительства напрямую связаны с техниками массового гипноза, о которых подробнее будет сказано в главе, посвящённой контролю эмоций. Однако псевдоцелительство у адептов «Новой жизни» имеет место и на бытовом уровне. Домашние группы («ячейки») адепты «Новой жизни» проводят, собираясь небольшими группами на квартирах. Одна из таких групп собиралась на квартире у очень пожилой женщины. В результате на середине встречи у старушки поднялось давление, она упала на стул, ссылаясь на плохое самочувствие (что неудивительно, зная специфику харизматических собраний). Как известно, при повышенном давлении пожилому человеку необходим в первую очередь покой. Вместо этого собравшиеся возложили на неё руки и, сопровождая ритуал глоссолалией, приказывали духу неправильного давления выйти вон, вместо того, чтобы самим выйти вон и оставить женщину в покое. К слову сказать, эти «целители» также не отличались блестящим здоровьем. Руководитель ячейки, к примеру, глуха на одно ухо, что не мешает ей упорно отказываться от услуг врачей в ожидании, что Бог её исцелит. Так или иначе, старушка, борясь со слабостью, вынуждена была сидеть до конца вечера, не смея больше признаться в плохом самочувствии.

Если обратиться к отечественному законодательству, согласно ч.1 ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, «Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности». Ни у обычных харизматов, ни у лидеров секты, ни даже у зарубежных гостей, разумеется, не имеется соответствующих образования, сертификата и лицензии. В ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность названа одним и видов деятельности, подлежащим лицензированию.

Отдельно в законодательстве регламентируются особенности народной медицины и условия признания лица целителем: